Имя врача Рафиковой Земфиры Барсовны известно во всем Ташкенте, если не во всей Республике. Она является врачом высшей категории, кандидатом медицинских наук, доцентом, автором более пятидесяти научных статей, соавтором 2 монографий по детской невропатологии. Под ее руководством проходили обучение и практику специалисты, ныне работающие в сфере национального и зарубежного здравоохранения.
Земфира Барсовна неоднократно принимала участие в международных и республиканских конференциях и съездах на тему педиатрического дела. Очередным успехом в карьере Земфиры Барсовны можно считать ее статью «Эффективность амбулаторного комплексного лечения подростков с затруднениями обучения в школьной адаптации с применением препарата «Церетон», напечатанную в российском медицинском журнале – РМЖ.
Ниже мы приводим текст статьи с гордостью, что ее автор является нашей дорогой коллегой.
Заболевания нервной системы у детей и подростков лидируют по итогам диспансеризации детского населения. Это можно объяснить рядом факторов, в их числе возрастание психоэмоциональной нагрузки на детей в этом возрасте, вызванное школьными и дополнительными занятиями, с одной стороны, и некоторой инфантильностью психики многих современных подростков, обусловленной гиперпротективным, эгоцентричным воспитанием, характерным для многих семей, с другой стороны. Такие дети затрудняются в обучении при нормальных показателях интеллектуального развития, а еще более – при наличии незначительных нарушений интеллектуального развития (минимальная мозговая дисфункция).
Лечение детей и подростков с различными нарушениями школьной адаптации является одной из наиболее актуальных проблем современной неврологии, что связано с их широкой распространенностью, возникновением конфликтных ситуаций между школьниками, учителями и родителями. Это приводит в дальнейшем к ограничениям общей образованности взрослого населения.
Материалы и методы исследования
Проанализированы результаты лечения группы амбулаторных пациентов с жалобами на нарушение поведения, адаптации и успеваемости.
Всего обследовано 46 подростков 16–17 лет, т. к. именно в этом возрасте возрастает школьная нагрузка, и родители чаще обращаются к детскому невропатологу. Обследование больных проводилось до и после комплексного лечения с применением препарата Церетон®.
Исследование возможностей препарата Церетон® было связано с особенностями его фармакологического действия и фармакокинетики, которые отвечали требованиям, предъявляемым к лечению обследованного контингента.
Церетон® обладает:
– выраженным нейропротекторным действием, улучшает проведение нервных импульсов, стабилизирует мембраны клеток мозга;
– хорошей переносимостью пациентами, без выраженных побочных эффектов.
Отсутствует привыкание к препарату при курсовом применении.
Церетон® (холина альфосцерат) является центральным холиностимулятором. Содержит 40,5% метаболически защищенного холина. Легко проникает через гематоэнцефалический барьер, накапливается преимущественно в мозге (концентрация в мозге – до 45% от уровня в крови), расщепляясь на холин и глицерофосфат. Обеспечивает синтез ацетилхолина и фосфатидилхолина нейрональных мембран. Стимулирует холинергическую нейротрансмиссию, метаболизм ЦНС, улучшает пластичность нейрональных мембран и функцию рецепторов, активирует церебральный кровоток, ретикулярную формацию.
В литературе имеется описание опыта применения препарата у подростков, при проведении нашего лечения мы основывались на этом опыте.
Все пациенты получали препарат Церетон® в 1-й половине дня по 400–800 мг в комплексе с мероприятиями по нормализации режима дня, занятиями лечебной физкультурой и спортом, дополнительными занятиями с педагогами и работой с психологом. Курс лечения составил в среднем 3 мес.
Методы исследования
1. Клинико-неврологическое обследование.
2. Электроэнцефалография (ЭЭГ).
3. Магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга.
4. Консультация окулиста, осмотр глазного дна.
5. Метод балльной оценки.
Был выделен ряд доминирующих клинико-поведенческих симптомов, на которые чаще всего указывали родители. Выраженность симптома была оценена по 3-балльной системе (субъективная оценка родителями): 1 балл – симптом слабо выражен, 2 балла – симптом выражен, 3 балла – симптом очень выражен, превалирует над другими симптомами. Родители оценивали состояние ребенка до и после проведенного комплексного лечения. Баллы высчитывались по средним превалирующим у детей и суммировались до и после лечения.
Обсуждение результатов
В структуре неврологической патологии помимо нарушений школьной адаптации, которые проявлялись нежеланием учиться, затруднениями при запоминании и логическом осмыслении материала, неровностью в учебе, конфликтностью, у большинства обследованных подростков отмечались следующие симптомы: утомляемость, эмоциональная лабильность, трудности концентрации внимания и снижение памяти, тревожность, нарушения сна, поведения, метеозависимость и другие нервно-вегетативные симптомы. Достаточно часто были жалобы на болевой синдром.
Отмечались головные боли различного характера – напряжения, мигрень, астенопические и риносинусогенные, психогенные. Головные боли нередко сопровождались головокружением, носовыми кровотечениями, шумом в ушах, чаще после нагрузки (физической или психоэмоциональной) и на фоне дополнительных занятий.
Кроме того, отмечались боли в шейном отделе позвоночника, сердце, животе, ногах и др. Боли носили функциональный характер или сопровождали негрубые ЖКТ-заболевания, ЛОР-патологию, нарушение осанки и плоскостопие.
При объективном исследовании чаще выявлялась незначительная неврологическая симптоматика: установочный нистагм, легкий страбизм, асимметрия носогубных складок, негрубая девиация языка, неравномерное оживление рефлексов, нестойкие патологические стопные и кистевые рефлексы, изменения мышечного тонуса, неуверенность и интенция при выполнении координаторных проб, шаткость при пробе Ромберга, асимметрия надплечий, болезненность в шейном отделе позвоночника. Особенно часто встречались вегетативные нарушения: снижение или колебания артериального давления, локальный и диффузный гипергидроз, нарушения терморегуляции, метеочувствительность, склонность к обморокам, паническим пароксизмам.
Всем больным была проведена ЭЭГ для изучения функционального состояния структур головного мозга. В целом изменения ЭЭГ характеризовались умеренными нарушениями в виде дезорганизации корковой активности и уплощения и снижения индекса α-ритма, на этом фоне отмечалось наличие медленноволновой активности (4–7 Гц), заостренных и острых волн преимущественно в теменно-центральных и теменно-затылочных отделах. Пробы с фотостимуляцией и гипервентиляцией приводили к еще большей дезорганизации ЭЭГ, что свидетельствовало чаще о дисфункции надсегментарных регуляторных структур вегетативной системы. После курса лечения у большинства детей (63,04%) регистрировалась более организованная ЭЭГ-картина.
Данные МРТ свидетельствовали о наличии хронической ЛОР-патологии, встречались МРТ с признаками легких атрофических изменений в коре головного мозга, незначительного расширения желудочковой системы головного мозга. Соотношение нормальных и легкоизмененных МРТ составляло 90 и 10% соответственно. При осмотре у окулиста выявлены снижение зрения, астенопия, спазм аккомодации и явления ангиопатии сетчатки.
После курса лечения препаратом Церетон® родители отмечали у детей явные положительные изменения, которые заключались в улучшении качества учебы и школьной адаптации в результате повышения концентрации внимания, усидчивости, улучшения усвоения материала, запоминания и осмысления заданий. Все это приводило к повышению самооценки подростков, уверенности в себе и, как следствие, к уменьшению симптомов школьного стресса и невротических реакций. Данные представлены в таблице 1.
Балльная оценка родителями клинико-поведенческих симптомов у подростков до и после лечения представлена в таблице 2. В результате анализа балльной оценки выявлено, что наибольшее количество баллов набрали дети, у которых были выявлены различные нарушения поведения, нервно-психические симптомы и трудности в обучении. Среди них превалировали снижение памяти, инициативности, раздражительность и утомляемость при выполнении заданий. После лечения все симптомы стали менее выраженными, и в целом, по оценке родителей, выраженность отрицательных поведенческих, характерологических и психоэмоциональных нарушений уменьшилась в 2 раза (общее число баллов до лечения составило 49, а после лечения – 25). В целом результаты комплексного лечения оценивались положительно.
На основании анализа эффективности комплексного лечения с применением препарата Церетон® обследованной группы подростков можно сделать следующие выводы:
1. Улучшение (от небольшого до значительного) достигнуто у всех обследованных.
2. Препарат влияет на регресс субъективной и объективной клинико-поведенческой симптоматики.
3. При нейропсихологическом исследовании отмечались улучшение когнитивных функций (улучшение памяти, концентрации внимания, продуктивности запоминания, отношения к учебе, поведения в школе) и, как следствие, уменьшение симптомов школьного невроза, повышение интереса к жизни, улучшение настроения.
4. Отмечалась положительная динамика биоэлектрической активности мозга по данным ЭЭГ.
Таким образом, Церетон® показал высокую эффективность и безопасность при лечении подростков с нарушениями школьной адаптации и ухудшением качества учебы на фоне минимальной мозговой дисфункции и нарушений поведения и может быть рекомендован для коррекции субъективных и объективных неврологических и когнитивных нарушений в комплексной терапии в амбулаторных условиях.